По благословению епископа Губкинского и Грайворонского Софрония

Путь - Мой храм

Икона Помощь в родах

Храм Архистратига Михаила

ЗДОРОВЬЕ – ЦЕЛЬ ИЛИ СРЕДСТВО?

Печать PDF

 

Школа А.С., студент, 4 курс

Научный руководитель: иерей Георгий Кравцов

Губкинский филиал Белгородского государственного

технологического университета им. В.Г. Шухова

 

В последние годы здоровье все уверенней претендует на место человеческой главной ценности. Раньше про здоровье в основном рассуждали главным образом старики. Сейчас даже дети, подражая взрослым, желают друг другу крепкого здоровья. А взрослые прочно усвоили неизвестно кем придуманную формулу. И везде, где надо выразить дружеское расположение, – звучит одно и то же: «Главное – здоровье! Остальное приложится».

Посмотрим вокруг. Чуть ли не самая частая вывеска в современном городе – «Аптека». Иногда приходятся две аптеки на один дом. Можно сказать: «Народ у нас болезненный, потому и аптек так много». Но ведь принимают лекарства не только больные, но и здоровые. Для профилактики. Ведь пищевые добавки, распространившиеся в последние годы, – это не что иное, как непроверенные лекарства. Назвал добавкой – и можно не проводить клинических испытаний, а, утвердив в соответствующей инстанциии, выбросить на рынок. Пусть доверчивый потребитель ест себе на здоровье. Недаром они называются пищевыми.

А сколько изданий посвящено здоровью! Телевидение, радио, интернет, просто насыщенны информацией о здоровье, различных способах и средствах оздоровления! Почему? Можно ответить, что человек не может быть счастлив, если у него проблемы со здоровьем. Только идеально здоровый человек может обрести полноту счастья. Если стоять на позиции примитивного рационализма (а рационализм всегда в той или иной степени примитивен), больной человек счастливым быть не может. Ему не дано в полной мере наслаждаться жизненными благами, жизненными удовольствиями, которые доступны здоровым.

Сплошь и рядом, особенно в последнее время, когда непременным показателем благополучия стало увлечение фитнесом, дайвингом и тому подобными новомодными спортивными занятиями, мы видим физически здоровых, с отменной мускулатурой молодых и не очень людей обоего пола. Тело их, безусловно, здорово, и это по большому счету хорошо.

Когда практически все в обществе начинает рассматриваться в аспекте потребления, все становится товаром. Не только чашки, диваны, машины и дачи, но и люди. Недаром нам уже лет пятнадцать с паранойяльным упорством втемяшивают в голову, что человека всегда можно купить. Если он не продается, значит, просто мало дали. Вопрос только в цене. Других вопросов нет.

В Америке, которую можно смело назвать «королевой потребления», давно уже принято говорить о человеке, что он стоит столько-то. И никого это не обижает. Чем дороже, тем больше уважения.

Здоровье становится тождественным новизне вещи. Вещь покупают новую, а человека – здорового. Это касается всех слоев общества. Например, в новой реальности в состав бизнес-элиты входят управляющие высшего звена, называемые топ-менеджерами. Это очень богатые по сравнению с простыми смертными люди. Но и над ними висит Дамоклов меч увольнения в случае пошатнувшегося здоровья. Чтобы успешно выполнять свои функции, они должны быть в хорошей форме.

Общество потребления – это общество сплошных рабов, где человек, даже если он господин, является товаром, который можно купить. А здоровье – необходимое условие для того, чтобы быть купленным.

И в этой гонке, в стремлении купить дешевле, а продать дороже, мы забываем о самом главном – своем духе, душе. По приоритету на первом месте у стоит дух, сердцевина личности человека, потом душа, эмоциональная, чувственная сфера, и лишь потом тело. Если телесные потребности управляют душой, то дух оказывается подавленным, а значит, тело или плоть становится идолом.

Как же учит христианство относиться к здоровью? Вопрос этот теснейшим образом связан с вопросом о смысле жизни, ведь именно ее позволяет продлить хорошее здоровье и укорачивает плохое. Но для христианина смысл жизни лежит совсем в другой плоскости и находится за пределами жизни земной. Это стяжание Духа Святаго и спасение души для жизни вечной. И здоровье вовсе не есть залог вечного спасения. «Любовь к Богу осуществляется чрез одно только душевное действование, не нуждаясь для этого в содействии тела; подобным образом и вера есть показатель одной только психической энергии; точно так же и надежда совершается одною только психической энергией; равно как и смиренномудрие действуется и поддерживается чрез энергию души. И, вообще говоря, все необходимые (для спасения) духовные добродетели, корень и основание которых есть чистота сердца, совершаются при помощи одной только духовной энергии нашей разумной души, не нуждаясь для своего выполнения в теле. Поэтому и увечные, и больные, и неподвижимые телом чрез эти добродетели, посредством душевного действования, могут благоугодить Богу», – поучал преподобный Анастасий Синаит, святой, живший в VII веке. (Святоотеческая христология и антропология. Пермь – М., 2003. С. 18.)

И даже наоборот. По крайней мере, в современной жизни отменное здоровье, дающее человеку силы не столько на подвиги, сколько на удовлетворение разнообразных страстей, нередко уводит его от Бога, препятствует спасению. А поворот к Богу начинается как раз, когда здоровье пошатнется, порой очень серьезно. Тогда-то, поскольку немощь мешает полнокровной жизни тела, появляется время остановиться, оглядеться, подумать о чем-то выходящем за пределы сиюминутных житейских проблем.

Конечно же, спасение души важнее исцеления тела. Но, как говорят святые отцы, "тело – это храм для души". А к храму мы должны относиться уважительно, бережно, аккуратно, своевременно делать ремонт, не эксплуатировать для каких-то других целей, в общем, использовать по назначению. Аналогично и с телом. Святые отцы учили, что в отношении к телу следует избирать мерность: недокормишь, как осла, – откажется вести от бессилия, — говорил преп. Иоанн Колов, — перекормишь – откажется вести от лености и пресыщенности. Что же касается исцеления. Господь Иисус Христос между спасением и исцелением всегда ставил знак равенства. В Евангелии нигде не написано, чтобы Христос кому-то сказал: "Тебе для спасения души полезно поболеть, а вот ты – возьми свою постель и иди в дом твой". Когда некоторые люди рассуждают на данную тему именно таким образом, становится очень грустно, потому что подобные идеи основаны не на знании Священного Писания, а на каких-то других источниках.

Давайте посмотрим на проблему здоровья с точки зрения трех составляющих человека: духа, души и тела. Физиологическая, аллопатическая медицина занимается болезнями тела и работает на телесном уровне. Иногда тело болеет чисто физически, допустим, перелом, ожог. Психология занята душевными проблемами человека. Однако имеется значительное количество медицинских свидетельств о том, как психологическое состояние человека влияет не только на протекание, но даже на возникновение физических болезней. Речь идет о так называемых психосоматических заболеваниях. Современная медицина переходит из аллопатической стадии в холистическую, приходит к осознанию необходимости лечения не тела или психики, а всего человека. Исследования говорят, что около 80% заболеваний – это психосоматика, то есть физические нарушения, вызванные теми или иными душевными или психологическими проблемами, то есть, на православном языке, — страстями. В холистической медицине болезнь принято рассматривать как важное сообщение, которое посылает человеку его тело. Это сигнал, информирующий нас о том, что в нашем поведении что-то принципиально противоречит законам Того, Кто является Создателем души, духа и тела человека.

Поэтому важно слышать себя, понимать, чувствовать себя, прислушиваться к себе. Необходимо относиться хорошо, бережно и с любовью к своему храму — собственному телу. Нужно помнить: "Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы" (1Кор. 3). К тому же, в одном пастырском руководстве написано, что грехом против 6-й заповеди "Не убий" является "крайнее изнурение себя самого работой по должности, ремеслу или торговле. Убивание таким образом своего здоровья излишними трудами". Психологи формулируют психосоматическое заболевание отчасти как конфликт сознания и подсознания. В каждом из нас живут страсти и бессознательные желания, в каждом есть ценности, которые еще не стали достоянием наших глубин, а являются пока лишь установками нашего сознания.

Литература:

1. Интервью игумена Евмения. (Просветительский центр издательства "Свет Православия") "Православным о здоровье".

2. http://www.pravoslavie.ru