По благословению епископа Губкинского и Грайворонского Софрония

Путь - Мой храм

Икона Помощь в родах

Храм Архистратига Михаила

Духовно-культурное наследие - как связь времен и основа воспитания личности

Печать PDF

протоиерей Е.С. Сапсай,

настоятель Спасо-Преображенского кафедрального собора,

благочинный 1 Губкинского округа

Духовно-культурное наследие - как связь времен и основа воспитания личности

Рассматривая мировой культурно-исторический процесс важно проследить историю возникновения Православной цивилизации и ее культуру в рамках античного мира, в рамках Великой Римской Империи. Необходимо знать, как Римское право трансформировалось в симфонию властей, симфонию царства и священства во Втором Риме - священной Византийской Империи. Знать, как греческий идеал красоты обретал под воздействием христианства священные формы, как античная базилика обретала формы византийского храма, а затем молитвенным горением зажглись луковки православных храмов в Третьем Риме – Москве. Как великая античная философия одарила своим богатством христианское богословие, которое явило миру откровение о Пресвятой Троице и о том, что Бог есть Любовь.

Христианство, освободив человека от языческого почитания природы, от ее обожествления, дало возможность ее объективного научного изучения. Великая византийская культура явила собой расцвет литературы, живописи, иконописи, поэзии, архитектуры, музыки… Это была самая образцовая, культурная и красивая Империя того времени. Сердцем ее являлся Константинополь – город, в котором жило более миллиона человек. Только Москва в годы своего православного расцвета, когда ее называли городом «сорока сороков», уподоблялась своей неземной красотой Константинополю.

Великая Православная цивилизация была дарована на сохранение России и ее народу. Наши князья шли на Византию, желая земного богатства, а обретали небесное и право быть крещенными в святой воде Византии, привозили себе царственных невест и тем самым обретали царскую кровь. Веками наши святые предки молились и совершали великие подвиги, так рождались летописи, богословские трактаты, поучения и жития святых - наша великая духовная литература. Преподобный Сергий, игумен земли русской, 700-летие которого широко отмечается в этом году, отмолил свободу нашего народа и государства, святые князья и воины пролили свою кровь за родную землю, за ее свободу, за ее святую веру и самобытную культуру. Возрастал в нашей земле патриарший дух, крепла царская власть, семейные традиции воспитывали целомудрие, жертвенных и благородных наследников, которые любили свою веру, свой народ и свое Отечество, пробуждалась самобытная русская религиозная философия, рождалась великая русская литература.

Формальная культура не благодатна и безжизненна, пока она не согрета духом покаяния и молитвы, церковных таинств и обрядов. Вот почему наши религиоведческие предметы достигнут своей цели только тогда, когда на все преподносимые ими явления дети смогут посмотреть просветленными глазами христианина, умеющего каждое явление культурного контекста рассмотреть в свете Божественной Любви. Уместно вспомнить слова классика, философа Ивана Ильина: «Для воспитания и преподавания формализм убийственен. Форма оказывается пустой видимостью, мертвящей черствостью, фарисейским лицемерием. Христианин ищет не пустой формы, а наполненной; он ищет не мертвого механизма, а органической жизни во всей ее таинственности; он жаждет формы, рожденной из глубокого духовно насыщенного содержания».

В современном обществе нарушена привычная схема трансляции идеологических, культурных и духовно-нравственных ценностей от поколения к поколению. Новое поколение входит во взрослую жизнь, не имея четких нравственных установок, оставаясь чуждым культурному миру отцов и дедов. Разрушается «союз любви» между поколениями. Об этом прекрасно писал французский писатель Экзюпери: «Великая внутренняя ценность передается не словами, а преемственностью любви. И от любви к любви люди передают это наследство. Стоит один только раз прервать эту связь, идущую от поколения к поколению, и любовь умирает».

Многие из тех, кто сегодня задает обществу вектор развития, хотят построить новую Россию, без какой бы то ни было связи с ее историей и традициями. Один из идеологов современного российского либерализма публично с экранов телевидения признался, что по отношению к Достоевскому «не чувствует ничего, кроме физической ненависти». Так не дерзали заявлять даже безбожники революции.

Наша отечественная культура, находясь в атмосфере Православной цивилизации, дыша Духом Святым, вдохновляясь ее высокими идеалами, позволяла лучшим представителям национальных культур, людям иных вер, настраиваться на ее тон и вносить свой голос, свою лепту в сокровищницу культуры Православной цивилизации. Дагестанец Расул Гамзатов, киргиз Чингиз Айтматов, татарин Мусса Джалиль, армянин Айвазовский, евреи Левитан, Дунаевский, Френкель. Высокая поэзия, живопись, музыка, - и это все наше общее богатство, это все принадлежит нашей цивилизации.

Любовь к Отечеству, сопряженная с осознанием духовно-культурных традиций родной земли – исходное, вложенное в каждого человека глубинное чувство. Оно зарождается, когда ребенок начинает любить своих родителей и близких. Оно крепнет, когда подросток познает святыни, красоту, историю и особенности своих родных мест. Оно достигает полноты развития, когда человек становится гражданином, осознает свою ответственность перед Богом и своим Отечеством за будущее своей Родины.

В контексте поставленных проблем интересно творчество нашего современника - поэта Юрия Михайловича Шестакова. Его поэзия — это процесс постижения духовного опыта предшествующих поколений, переосмысление его в соответствии с собственными духовными исканиями. Юрий Михайлович Шестаков впитал дух русской классической литературы. Его вдохновляли произведения Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Блока, Бунина. А «современность его поэзии отражалась в методе и способе познания мира, жизни, правды, красоты... Его интуиция, его художественное чутье произрастают из знания, формулы и строфы, связаны ощущением неделимости жизни на плоть и дух, неотрывности существования единичного человека и мирозданья» - отмечают литературоведы.

В стихотворении «Ночной путь» Шестаков с надеждой обращается к Творцу: «я пойду за незримо Ведущим / Через бездны — к рассвету вдали». Название сборника «Пристальное небо» говорит о том, что лирический герой ощущает себя как бы держащим ответ перед взором небес. В стихотворении «Из космоса, из первозданной тьмы...» поэт трагически переживает разлад человека с Богом и пытается дать ответ на вопрос: «Что будем значить для Вселенной мы? / Что зреет в звездный мир из тьмы веков / Под влажной скорлупою облаков?..»

В стихах конца 1990-х поэт приближается к осознанию того, что мало лишь сознания собственной греховности. Чтобы преодолеть «тот узкий путь, что от святой купели ведет в просторы пакибытия», нужно собственное страдание, жертвоприношение для того, чтобы сердце поняло, что можно постичь абсолютные ценности, среди которых главное место занимает любовь — во всех ее проявлениях. Поэзия Ю.М. Шестакова глубоко патриотична. Не случайно его стихотворение «Черные береты» стало официальным гимном юношей-кадетов Белгородчины, а автор был удостоен почетного знака «Кадеты России».

Черные береты.

Рясы черный цвет.

Черным этим цветом

Жив наш белый свет.

Копья. Автоматы.

Латы. Образа.

Черные бушлаты. Синие глаза…

…А под бронью тяжкой, Под льняной рубашкой,

Под морской тельняшкой - Православный крест.

Как современно звучат эти строки. Каждое стихотворение поэта — маленькая победа любви над ненавистью, над тьмою, над смертью. И он, участник этой жестокой битвы, не ждет благодарности за свои подвиги, считая высшей для себя наградой, если «светит солнца орден на груди небес». Своим творчеством поэт-христианин выразил важную для современников мысль: «Если Господь и помилует Россию, то только за то, что она одна сумеет соединить в себе святость и культуру. Путь к этому труден и полон жертв. Но в этом и состоит величие и трагизм России».

Культура – это совокупность традиций, соблюдение которых животворно, поэтому используется для воспитания и передается из поколения в поколение. Это система правил, вошедших в жизнь для возделывания настоящего во имя обретения будущего. Думается, здесь необходимо приложить совместные усилия педагогам, священнослужителям, а также деятелям культуры и искусства, которые могли бы помочь делу просвещения циклами лекций о творчестве нашего земляка поэта Юрия Михайловича Шестакова, которые можно проводить на базе школ, учреждений культуры.

В связи с этим, можно предложить отразить содержание литературного наследия Ю.М. Шестакова в региональном компоненте предмета Православная культура. Хотел бы, пользуясь, случаем, призвать собравшихся здесь педагогов, священнослужителей, наставников, деятелей культуры умножить свои усилия в деле приобщения подрастающего поколения к духовно-культурным ценностям родной земли.

Источники:

1. Игумен Георгий (Шестун). Православная культура – культура Православной цивилизации. XY Международные Рождественские образовательные чтения. Сборник пленарных докладов. – Москва, 2007

2. Архиепископ Костромской и Галичский Александр. Духовно-культурное наследие – основа воспитания личности. Сборник пленарных докладов. – Москва, 2007

3. Горячкин Н. «Я эту жизнь люблю и в ней хочу продлиться...» // Смена. 1987.

4 марта 4. Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. Редактор Скатов Н.Н. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005

5. Романченко В.К. Сущность нашей жизни. Размышления современника.- М.: Духовное просвещение, 2011